Средства обучения и воспитания в ДОУ ДОО имеет необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников, педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование: учебно-методический комплект Программы (в т. ч. комплект различных развивающих игр); групповые помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей; оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста; мебель, техническое оборудование (в том числе мобильный интерактивный комплекс: мультимедиа проектор, ноутбук, экран), спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты. Для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области в групповых помещениях созданы условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети имеют возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. На территории детского сада так же выделены зоны для общения и совместной деятельности большими и малыми группами, в том числе для использования методов проектирования как средства познавательно-исследовательской деятельности детей. Групповые пространства и прогулочные участки организованы так, что дети могут играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые и дидактические, игры. Предметно-пространственная среда в каждой возрастной группе обеспечивает условия для познавательно-исследовательского развития детей (выделены зоны, оснащенные оборудованием, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей). Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей. В каждой возрастной группе выделены зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей. Дети имеют возможность безопасного беспрепятственного доступа к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Компьютерно-техническое оснащение детского сада используется для различных целей: для демонстрации детям познавательных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.; для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы; для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности. Предметно-пространственная среда в детском саду обеспечивает условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников. Совершенствование материально-технических условий в МКДОУ ДС № 5 ОВ с.Чугуевка, в т. ч. необходимых для создания развивающей предметнопространственной среды, осуществляется в процессе реализации основной общеобразовательной программы. Материалы и игрушки периодически меняются, учитывая воспитательные, образовательные, развивающие задачи и индивидуальные особенности детей. В течение учебного года, по мере финансирования, приобретаются методические и дидактические пособия, учебное и спортивное оборудование и пр. Средства обучения и воспитания обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности образовательного процесса. Средства обучения являются одним из важнейших элементов и компонентов воспитательно-образовательного процесса и учебно-материальной базы ДОО. Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательнообразовательных задач в оптимальных условиях. В детском саду имеются следующие виды средств обучения и воспитания: 1.Печатные (методические и дидактические пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, энциклопедии и др.) 2.Электронные образовательные ресурсы(образовательные мультимедийные презентации, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п. 3.Аудиовизуальные (презентации, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях). 4.Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски). 5Демонстрационные (муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные). 6.Учебные приборы (компас, барометр, колбы, глобус и т.д.) 7.Спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.) Принципы использования средств обучения: - учет возрастных и психологических особенностей обучающихся; -гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях; - учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.); - сотворчество педагога и обучающегося; - приоритет правил безопасности в использовании средств обучения. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках занятий по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов. Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных направлений. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательноисследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Специальные средства для обучения и воспитания инвалидов и детей с ОВЗ отсутствуют.