1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования ДОУ разработано в соответствии с: Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1115 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» с изменениями на 21 января 2019 года; Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; Приказом МОиН РФ «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательных организаций» от 14.06.2013 № 462 с изменениями на 14 декабря 2017 года; МКДО – 2021. Концепцией мониторинга качества дошкольного образования РФ./Е.Ф. Федосов Приказом Министерства образования Приморского края от 22.12.2020г. № 1350-а «Об утверждении Концепции региональное системы оценки качества образования Приморского края на 2021-2023 годы»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» от 10 декабря 2013 г. № 1324 с изменениями на 15 февраля 2017 года; Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; письмом Минобрнауки России от 1 октября 2013 г. № 08-1408 (Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования); Постановление главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения. Отдыха, и оздоровления детей и молодежи»; Постановление главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Уставом МКДОУ ДС № 5 ОВ с. Чугуевка. В настоящем Положении используются следующие термины: Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (образовательным стандартам) и потребностям заказчика, в том числе степень достижения воспитанниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ). Система оценки качества дошкольного образования — совокупность взаимосвязанных субъектов, объектов, показателей, критериев, способов, механизмов и процедур оценивания основных качественных характеристик дошкольного образования, свидетельствующих о выполнении установленных нормативов, стандартов, требований и ожиданий (потребностей) родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций. 1.2. Качество образования ДО — это соответствие системы дошкольного образования, происходящих в ней процессов и достигнутых результатов ожиданиям и требованиям государства (ФГОС ДО), общества и различных групп потребителей: детей, родителей, педагогов ДОУ, учителей начальной школы (учитывая муниципальную стратегию, гражданский заказ.) Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации Программы в ДОУ осуществляется не за образовательными результатами детей, а за условиями ее реализации, которые и способствуют достижению детьми определенных образовательных результатов. Используемые в ДОУ критерии оценки эффективности деятельности отдельных работников должны быть построены на показателях, характеризующих создаваемые ими условия, при реализации образовательной программы (комментарии к ФГОС дошкольного образования, письмо Минобрнауки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08-249). Оценивание качества — оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой ДОУ, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном образовании направлено, в первую очередь, на оценивание созданных организацией условий в процессе образовательной деятельности (Примерная основная образовательная программа, 2015 год). Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования1. Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса. Внутренний мониторинг — внутренний мониторинг качества дошкольного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного образования Экспертиза — всестороннее изучение и анализ состояния, условий и результатов образовательной деятельности. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования. Шкалы МКДО — Шкалы комплексного мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации 1.3. Данное Положение о внутренней системе оценки качества образования в ДОУ (далее – Положение) определяет цели, задачи и принципы системы оценки качества образования в детском саду (далее – ВСОКО), ее организованную и функциональную структуру, содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования и общественное участие в оценке и контроле качества образования, устанавливает единые требования при проведении мониторинга качества образования (далее – мониторинг) в дошкольном образовательном учреждении. 1.4. Система мониторинга качества образования является составной частью системы оценки качества образования и служит информационным обеспечением образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. 1.5. Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений воспитанников, эффективности образовательной программы с учетом запросов основных пользователей системы оценки качества образования. 1.6. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования ДОУ являются: Воспитатели Воспитанники Родители (законные представители) Педагогический совет ДОУ Экспертные комиссии при проведении процедур аттестации работников ДОУ. 1.7. Настоящее Положение распространяется на деятельность всех работников ДОУ, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе, на сотрудников, работающих по совместительству. 1.8. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.9. Оценка качества образования осуществляется посредством: системы контрольно- инспекционной деятельности; - общественной экспертизы качества образования; лицензирования; государственной аккредитации; мониторинга качества образования. 1.10. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: образовательная статистика; мониторинговые исследования; социологические опросы; отчёты работников детского сада; посещение мероприятий, организуемых педагогами ДОУ; отчёт о результатах самообследования ДОУ. 1.11. Проведение мониторинга ориентируется на основные аспекты качества образования: качество процессов; качество условий ( программно – методические, материально – технические, кадровые, информационно – технические, организационные и др.); качество результата. 1.12. Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого аспекта качества образования по результатам работы ДОУ за предыдущий учебный год, в соответствии с проблемами и задачами на текущий год. 1.13. На основании данного положения ДОУ обеспечивает разработку, внедрение, проведение необходимых оценочных процедур, анализ, учёт и дальнейшее использование полученных результатов. 1.14. Экспертная рабочая группа для проведения ВСОКО создаётся на основании приказа заведующего ДОУ в количестве 4-5 человек. 1.15. Система внутреннего мониторинга является составной частью годового плана работы дошкольного образовательного учреждения. 2. Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества образования 2.1.Целями ВСОКО являются: информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере дошкольного образования; непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность); предоставление всем участникам образовательной деятельности и общественности достоверной информации о качестве образования; принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; прогнозирование развития образовательной системы детского сада. 2.2. Задачами построения ВСОКО являются: формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению; формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования дошкольной образовательной статистики и мониторинга качества образования; изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности ДОУ; определение степени соответствия условий, осуществления образовательной деятельности государственным требованиям; -определение степени соответствия образовательных программ с учётом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям; обеспечение доступности качественного образования; оценка уровня индивидуальных образовательных достижений воспитанников; определение степени соответствия качества образования в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и социальным стандартам; выявление факторов, влияющих на качество образования; содействие повышению квалификации воспитателей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям воспитанников; определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам; расширение общественного участия в управлении образованием в ДОУ; содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования. 2.3. В основу ВСОКО положены следующие принципы: Ориентация на формирование единого образовательного пространства. Принципиально важно использовать единый инструментарий МКДО, позволяющий синхронизировать понимание данных требований на всех уровнях управления системой дошкольного образования — институциональном, муниципальном, региональном и федеральном, а также обеспечить регулярную актуализацию инструментария МКДО с учетом изменений в нормативно-правовой базе Российской Федерации. Ориентация на формирование надежной доказательной базы принятия решений. Системе управления качеством, отвечающей современным требованиям, необходима надежная доказательная база. Управленческие решения о применении тех или иных диагностических, обучающих и воспитательных мероприятий должны опираться на надежные данные, полученные в ходе мониторинга. Для формирования надежной доказательной базы в процессе МКДО необходимо: – собирать актуальную и значимую информацию о качестве дошкольного образования, необходимость и важность которой для развития образовательной системы доказаны в ходе целенаправленных научно-педагогических исследований; – собирать разностороннюю и комплексную информацию о качестве дошкольного образования, позволяющую учесть мнение всех заинтересованных лиц, а также получить представление об их вкладе в качество дошкольного образования, об эффективности сотрудничества ДОО, учредителей ДОО, государственных и муниципальных органов управления системой образования, сетевых партнеров и других лиц, включенных в реализацию образовательной деятельности ДОО, а также о рисках и возможностях каждого из участников образовательного процесса; – обрабатывать, систематизировать и анализировать собранную информацию в разрезе областей и показателей качества, единых для всех уровней управления системой образования Российской Федерации, необходимых для получения целостного представления о качестве дошкольного образования Российской Федерации; – открывать широкий доступ к сформированной доказательной базе для принятия решений в области развития качества дошкольного образования, совершенствования его нормативно-правовой основы, своевременного применения мер по предупреждению и/или минимизации негативных последствий, а также максимального использования возникающих возможностей. Ориентация на создание развивающей образовательной среды. Качество образовательной среды определяется качеством содержания обучения и воспитания, образовательного процесса и образовательных условий. В основе качества образовательного процесса лежит качество отношений и качество взаимодействия взрослых и детей, а также детей друг с другом. Условия реализации образовательной деятельности — квалификация педагога и условия его работы в ДОО (кадровые условия), временные условия (режим и распорядок дня), пространственные (организация пространства внутреннего помещения и внешней территории), материально-технические (оснащение внутреннего помещения и внешней территории) — содействуют или препятствуют реализации качественного образовательного процесса взаимодействия, развитию детской активности и реализации детских инициатив, эмоциональному благополучию, здоровью и безопасности детей, профессиональному развитию педагогических работников, участию родителей в образовательной деятельности. Ориентация на эффективное развитие дошкольного образования в Российской Федерации. Создание информационных условий для повышения эффективности управления качеством дошкольного образования, сформировать надежную основу эффективного развития ДОО и системы дошкольного образования Российской Федерации в целом. Ориентация на непрерывное совершенствование. Для постоянного повышения качества дошкольного образования в Российской Федерации необходимо поддерживать и развивать механизмы совершенствования на всех уровнях: от педагога в детской группе до федеральных органов управления системой образования. Ориентация на открытость и консенсус. Для совершенствования качества дошкольного образования необходимо объединение усилий всех участников отношений в сфере образования. Данные ВСОКО должны служить основой профессионального обсуждения рисков и возможностей образовательной системы. 3. Организационная и функциональная структура ВСОКО 3.1. Организационная структура ДОУ, занимающаяся ВСОКО и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию ДОУ, педагогический совет и членов экспертной рабочей группы. 3.2. Администрация ДОУ: формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО ДОУ и приложений к ним, утверждает их приказом заведующего ДОУ и контролирует их исполнение; разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы ВСОКО ДОУ, участвует в этих мероприятиях; обеспечивает на основе образовательной программы проведение в детском саду контрольно – оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; организует систему мониторинга качества образования в ДОУ, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития, анализирует результаты оценки качества образования на уровне детского сада; организует изучение информационных запросов основных пользователей ВСОКО; обеспечивает условия для подготовки работников ДОУК и общественных экспертов по осуществлению контрольно – оценочных процедур; обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам ( анализ работы ДОУ за учебный год, самообследование деятельности ДОУ); принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 3.3. Экспертная рабочая группа: - создаётся по приказу заведующего на начало каждого учебного года; разрабатывает методики ВСОКО; участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития ДОУ; готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам ВСОКО на уровне ДОУ; обеспечивает на основе ООП ДО и АООП ДО в ДОУ контрольно – оценочные процедуры, мониторинговые , социологические и статистические исследования по вопросам качества образования. 3.4. Педагогический совет ДОУ: принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей ВСОКО ДОУ; принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития ВСОКО в ДОУ; содействует определению стратегических направлений развития системы образования в детском саду; принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательной деятельности в ДОУ; содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; заслушивает информацию и отчёты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений , взаимодействующих с ДОУ по вопросам образования, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно – гигиенического режима в детском саду, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности ДОУ. 4. Реализация внутреннего мониторинга качества образования 4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования. 4.2. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательной деятельности детского сада, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 4.3. Процесс ВСОКО состоит из следующих этапов: 4.3.1. Нормативно-установочный: определение основных показателей, инструментария, определение ответственных лиц, подготовка приказа о сроках проведения. 4.3.2. Информационно – диагностический: сбор информации с помощью подобранных методик. 4.3.3. Аналитический: - анализ полученных результатов, сопоставление результатов с нормативными показателями, установление причин отклонения, оценка рисков. 4.3.4. Итогово – прогностический: предъявление полученных результатов на уровень педагогического коллектива, разработка дальнейшей стратегии работы ДОУ. 4.4. Предметом системы оценки качества образования являются: качество условий реализации ООП ДО/АООП /ДО ДОУ; качество организации образовательной деятельности, включающей условия организации образовательной деятельности, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, организация питания; качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых реализуемых в детском саду, условия их реализации; воспитательная работа; профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования; эффективность управления качеством образования и открытость деятельности ДОУ; состояние здоровья воспитанников. 4.5. Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования. Содержание процедуры ВСОКО включает в себя следующие требования: 4.5.1. Требования к психолого – педагогическим условиям: наличие диагностического минимума для психолого – педагогического отслеживания динамики развития воспитанников в том числе измерение их личностных образовательных результатов; наличие условий для медицинского сопровождения воспитанников в целях охраны и укрепления их здоровья, коррекции, имеющихся проблем со здоровьем; наличие консультативной поддержки педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам коррекции, образования воспитанников, инклюзивного образования; наличие организационно – методического сопровождения процесса реализации ООП/ АООП ДО, в том числе, в плане взаимодействия с социумом; оценка возможности предоставления информации о ООП ДО/ АООП ДО семьям воспитанников и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный процесс, а также широкой общественности; - оценка эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие мероприятия, режим дня и т.д). 4.5.2. Требования к кадровым условиям: укомплектованность кадрами; образовательный ценз педагогов; соответствия профессиональным компетенциям; уровень квалификации (динамика роста числа работников, прошедших аттестацию); динамика роста категорийности; результативность квалификации (профессиональные достижения педагогов); наличие кадровой стратегии. 4.5.3. Требования к материально – техническим условиям: оснащённость групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; оценка состояния условий образования в соответствии с нормативами и требованиями СанПиН; - оценка соответствия службы охраны труда и обеспечения безопасности ( ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности) требованиям нормативных документов; информационно – технологическое обеспечение ( наличие технологического оборудования, сайта, программного обеспечения). 4.5.4. Требования к финансовым условиям: финансовое обеспечение реализации ООП ДОУ/ АООП ДОУ осуществляется исходя из стоимости услуг на основе государственного (муниципального) задания. 4.5.5. Требования к развивающей предметно – пространственной среде: соответствие компонентов предметно – пространственной среды ФГОС ДО; организация образовательной среды и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) в соответствии с требованиями ФГОС ДО (трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность); наличие условий для инклюзивного образования; наличие условий для общения и совместной деятельности воспитанников и взрослых, двигательной активности, а также возможности для уединения; учёт национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. 4.6. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности ДОУ. 4.7. Критерии представлены набором расчётных показателей, которые при необходимости могут корректироваться. 4.8. Периодичность проведения ВСОКО – один раз в год, в итоге составляется аналитический отчёт (по результатам сравнительно – аналитической деятельности на начало и конец учебного года, для детей с ОВЗ по решению ПМПк). 4.9. По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы – аналитические справки и приказы, отчёты со схемами, таблицами, графиками, диаграммами, обработанные с использованием стандартизированных компьютерных программ, публичный доклад, самообследование, которые доводятся до сведения педагогического коллектива ДОУ, учредителя, родителей (законных представителей). 4.10. Результаты мониторинга являются основанием для принятия административных решений на уровне ДОУ. 4.11. Администрация детского сада ежегодно публикует доклад о состоянии качества образования на официальном сайте ДОУ. 5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования 5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путём предоставления информации: основным потребителям результатов ВСОКО; средствам массовой информации через публичный доклад заведующего ДОУ; Размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте детского сада. 5.2. Дошкольная система оценки качества образования предполагает участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение о ВСОКО является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего ДОУ. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 6.3. Положение о ВСОКО ДОУ принимается на неопределённый срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего Положения. 6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 7. Подведение итогов и оформление результатов внутренней оценки качества образования 7.1. Формой отчета является аналитическая справка, которая предоставляется не позднее 7 дней с момента завершения ВСОКО. 7.2. По итогам ВСОКО проводятся заседания педагогического совета ДОУ, производственные собрания, административные и педагогические совещания. 7.3. По окончании учебного года, на основании аналитической справки по итогам ВСОКО, определяются: качество условий образования в ДОУ, сопоставление с нормативными показателями, проблемы, пути их решения и приоритетные задачи ДОУ для реализации ООП ДО в новом году. 7.4. Аналитические данные являются документальной основой для составления ежегодного отчета о результатах самообследования ДОУ, для разработки и корректировки ООП ДО, АООП, ДОП, годового плана ДОУ. 8. Делопроизводство 8.1. Результаты ВСОКО (информационно – аналитические справки, таблицы, диаграммы и др.) оформляются на бумажных и электронных носителях и хранятся в течение трех лет. 8.2. По истечении срока хранения документация по результатам ВСОКО передается в архив ДОУ.