Оглавление I. Целевой раздел ................................................................................................................................... 3 1.1. Пояснительная записка ........................................................................................................... 3 Характеристика контингента воспитанников ....................................................................................... 4 II. Содержательный радел. ................................................................................................................... 8 2.1. Образовательная область «Речевое развитие» .................................................................... 8 2.2 Система организации коррекционно развивающей деятельности .............................................. 10 2.3 Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями речи .......................................... 10 2.4 Сотрудничество учителя-логопеда с педагогами МКДОУ, с семьями воспитанников логопункта: ............................................................................................................................................ 12 III. Организационный раздел. ............................................................................................................. 16 3.1. Особенности организации деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста. ......................................................................................................... 16 3.2 Организация режима пребывания детей в логопункте. ............................................................... 19 3.3. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. ........................................... 20 3.4. Особенности предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете ................................................................................................................................................. 21 3.5. Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-образовательного процесса ................................................................................................................................................. 21 Заключение............................................................................................................................................... 22 Список используемой литературы: ..................................................................................................... 23 I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового со-временного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы с детьми с нарушением речи. Данная рабочая программа разработана в соответствии с: • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ • Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС или Стандарт). • Федеральным профессиональным стандартом педагога-дефектолога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «13» марта 2023 г. № 136н; • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; • С учетом Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования; • С учетом целей и задач образовательной программы дошкольного образования МКДОУ ДС № 5 ОВ с. Чугуевка. • «Программой обучения и воспитания детей с ФФН» под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной; • «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.; В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексикограмматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста. Данная адаптированная рабочая программа коррекции речевых нарушений на логопедическом пункте предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет, имеющих логопедические заключения: Общее недоразвитие речи 3 и 4 уровней речевого развития (ОНР); Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); Фонетическое недоразвитие речи (ФНР). Срок реализации – до двух лет. Цель программы: Формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа, закрепление слухопроизносительных умений и навыков в различных речевых ситуациях, развитие связной речи. Задачи программы: выявлять и своевременно предупреждать речевые нарушения на ранних этапах; способствовать устранению дефектов звукопроизношения, артикуляционных навыков, слоговой структуры; развивать фонематический слух (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова); формировать навыки начального обучения грамоте; формировать навыков учебной деятельности; оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с нарушением речи по медицинским, социальным, педагогическим и другим вопросам. осуществить преемственность в работе с сотрудниками ДОУ и специалистами ПМПК. Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов: -принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой; -принцип развивающего подхода (основывается на учении Л. С. Выгодского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка; -принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решениенескольких коррекционных задач в структуре одного занятия; -принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем; -принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий; -принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков; -принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей. -принцип непрерывности. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определение подхода к ее решению. Характеристика контингента воспитанников Характеристика детей с фонетическим недоразвитием Фонетическое недоразвития (дислалия) — это нарушение произносительной (звуковой) стороны речи при сохранной иннервации речевого аппарата, которое наиболее часто проявляется в детском возрасте. Неправильное произношение может фиксироваться родителями и окружающими довольно рано, поскольку овладение артикуляцией звуков удается детям лишь постепенно. Принято считать, что ошибки в произношении, проявляющиеся до 5 лет, являются физиологически обусловленными и преодолеваются спонтанно в тех случаях, когда у ребенка нет отклонений в речедвигательном и слуховом анализато- ре. Нарушения звукопроизношения в речи ребенка могут проявляться по-разному: 1 ) звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета); 2) звук произносится искаженно, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо нормативного р произносится «горловой» или «боковой» р; вместо нормативного с межзубный с; 3) звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л на у) Замены звуков могут быть следующими: В зависимости от того, какие звуки не сформированы или нарушены, выделяются нижеперечисленные виды недостатков. Сигматизм недостатки произношения свистящих (с, сь, з, зь, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ)звуков. Это один из самых распространенных видов нарушений произношения. Ротацизм - недостатки произношения звуков р и рь. Ламбацизм - недостатки произношения звуков л и ль. Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм звуки к и кь; гаммацизм звуковг и гь; хитизм — звуков х и хь; йотацизм - звука й. Дефекты озвончения - недостатки произношения звонких звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими: б- п, д- т, ф - в, з—с, ж— ш, г—к и т.д. Этот недостаток нередко встречается у детей, страдающих снижением периферического слуха. Дефекты смягчения недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном к замене их парными твердыми: например, д '— д. п'—п, р ’—ри т.д. (тота - тетя, Анута — Анюта, пат — пять). Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения я коррекционно-воспитательского характера. Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными илиакустическими признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом: ■ заменой звуков более простыми по артикуляции; ■ трудностями различения звуков; ■ особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте. Ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п. Характеристика детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня речевого развития (ОНР III ур.р.р.). ОНР III ур.р.р. характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики, фонематических процессов и звукопроизношения. Имеет место нарушение всей речевой системы: звуковой и смысловой сторон. В речи используются простые распространенные предложения, редко – сложные предложения. Структура предложений нарушена за счет пропуска или перестановки главных или второстепенных членов предложений. В высказывании детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов («аквалиу» – аквариум, «вадапавод» – водо- провод). Дети испытывают существенные затруднения в использовании сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах («пять дом» – пять домов, «майчик мотит за деева» – мальчик смотрит из-за дерева). Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям (хвост – хвостик, нос – носик, учит – учитель, играет в хоккей –хоккеист и т. д.). Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо одежда – «вещи», мебель – «вещи» или «столы», посуда – «миска») . Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем ОНР отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжет- ной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушения временных и причинно-следственных связей в тексте. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный в середине и в конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук недоступны для выполнения. Характеристика детей, имеющих общее недоразвитие речи: IV уровень речевого развития (ОНР IV ур.р.р.) ОНР IV ур.р.р. характеризуется остаточными явлениями недоразвития речевой системы: нерезко выраженным нарушением лексико- грамматических и фонетикофонематических компонентов языка. У таких детей могут быть поставлены звуки, но не автоматизированы в речи. При этом характерно смешение звуков разных фонетических групп. Возможно нарушение произношение звуков одной фонетической группы. При этом несформированность произ- ношения преимущественно характеризуется искажением звуков. Фонематические процессы сформированы частично, недостаточно возрасту. Лексика ребенка с ОНР IV ур.р.р. не выходит за рамки бытового развития, уровень ее развития в пределах возрастной нормы, но ниже средних показателей при диагностике. Грамматический строй речи развит недостаточно. Для речи таких детей характерны нестойкие ошибки при словоизменении и словообразовании. При указании на ошибку ребенок способен самостоятельно исправиться. Связная речь также имеет недостатки в развитии. При пересказе или составлении рассказа по картинке ребенок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер с элементами фрагментарного. Имеет место пропуск второстепенных смысловых звеньев. Во время высказывания наблюдается нарушение ряда языковых компонентов. 1.2. Планируемые результаты логопедической работы. Целевые ориентиры. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. В настоящей программе, так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольноговозраста (на этапе завершения дошкольного образования). Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. • правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях; • чётко дифференцировать все изученные звуки; • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; • различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне; • производить элементарный звуковой анализ и синтез; • владеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов. • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. • Проявляет ответственность за начатое дело. В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. Основным содержанием логопедических занятий на данной ступени обучения является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности. Коррекционное воздействие направлено на развитие фонематического, лексического, словообразовательного, морфологического, семантического компонентов языковой способности. Сформированные на логопедических занятиях речевые умения закрепляются другими педагогами ДОУ и родителями. Педагогические ориентиры: • работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации; • развивать общую, речевую, артикуляционную моторику; • осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций; • расширять объём импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей; • совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций; • совершенствовать навыки связной речи детей; • вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов; • формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка. Исходной методологической основой содержания коррекционной работы в подготовительной к школе логопедической группе являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими. Планирование коррекционной образовательной деятельности в подготовительной к школелогопедической группе составлено на основе программы: ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО- ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (авторы Филичева Т.Б., Туманова Т.В.) составлена на основе образовательной программы ДОУ , ФГОС ДО и ФАОПДО. Образовательная область «Речевое развитие» Цель: своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности на основе овладения языком своего народа. Задачи: развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, обогащение 2.1. активного словаря, речевого творчества, звуковой и инто- национной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Направления: воспитание звуковой культуры речи; развитие и обогащение словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи; воспитание любви и интереса к художественному слову; формирование элементарного осознания явлений языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению в школе. Развитие речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осуществляется во всех видах деятельности. Методы реализации образовательных задач Название метода Рекомендации по их применению Учитель-логопед воспитанники Методы по источнику знаний Словесные Объяснение, рассказ, бе- Отвечают, поясняют, седа, анализ текста задают вопросы, делают выводы Наглядные (наглядные посо- Метод иллюстраций: показ ил- Воспринимают инфорбия и технические средства) люстративных пособий (плака- мацию, рассматривают, тов, картин, зарисовок на доске рассуждают и пр.). Метод демонстраций: использование мультимедийных презентаций, компьютерных программ для воспитанников, показ мультфильмов, диафильмов и др. Практические Практические задания после Выполнение практичезнакомства с новым содержа- ских заданий нием Методы по характеру организованной образовательной деятельности Информационнорецептив- Информирование детей ло- Восприятие и освоение готовой информации ный гопатов Репродуктивный Разработка и показ модели Воспроизведение по- лучен(примера, образца) ных знаний, многократное выполнение действий по образцу Проблемное изложение Создание проблемной ситуа- Умозаключения мозговой ции (постановка проблемы, штурм задачи, вопрос) Исследовательский Формирование по- Овладение методами научисковоисследовательской ного познания и использодеятельности вание элементов творческой деятельности Метод экспериментирова-Обогащение памяти ребенка Создание нового сов- местния и активизация мыслительных ного речевого творческого процессов продукта (придумывание сказок, загадок, рассказов) Частично поисковый Разбивка проблемной задачи Осуществление шагов пона составляющие иска решения проблемы Активные методы Наблюдение, пси- Приобретение разно- образхолого- педагогическая диа- ного опыта в созданных гностика, оказание коррекци- проблемных онной помощи ситуациях (дидактические игры) Моделирование Замещение реальных объ- Использование мнемотабектов познания условными лиц, графического плана, заместителями схем 2.2 Система организации коррекционно- развивающей деятельности Блок диагностической Раннее выявление детей с проблемами в развитии. Психолодеятельности го- педагогическая, логопедическая и медицинская диагностика детей. Обследование детей в условиях ПМПк (психолого-медико- педагогический консилиум) учреждения. Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы. Диагностика результативности коррекционнопедагогического процесса. Анализ результатов диагностики Блок коррекционно- КСОД (коррекционная совместная образовательная деятельразвивающей деятель-ность), (организация подгрупповых и индивидуальные заняности тия). Организация коррекционной работы в рамках непосредственной игровой деятельности Блок консультативной Оказание консультативной помощи родителям и педагогам. деятельности, профи- Взаимодействие специалистов ДОО и родителей. Пропаганда лактики и пропаганды логопедических знаний. Профилактическая работа учителялогопеда Блок организационно- Совершенствование коррекционно-развивающей среды. Веметодической деятель-дение документации логопункта. Участие в работе консилиуности ма ДОО. Обобщение опыта работы и представление его на различных уровнях. 2.3 Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями речи Содержание коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте ДОО конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих различные направления коррекционной работы в образовательной деятельности по заключению ТПМПК, а также в соответствии с фактически- ми данными, полученными учителемлогопедом ДОО при диагностическом обследовании в начале образовательного года. Работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям: развитие фонематического восприятия и других фонематических процессов (дифференциации звуков речи, звукобуквенного синтеза и анализа, слогового анализа и синтеза); развитие артикуляционного, голосового аппарата и просодической стороны речи; уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи; формирование, развитие и совершенствование грамматической стороны речи; развитие связной речи; профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте; развитие психических процессов, связанных с развитием речевой функции: зрительного и слухового внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координаций, пространственных ориентировок, наглядно-образного, словесно-логического мышления. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОО определяется направлениями, которые соответствуют структуре его речевого нарушения. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушений речевого развития, а также индивидуальной динамикой коррекции речи. Для воспитанников с логопедическим заключением ФФНР и ОНР (4- го уровня) подгрупповые занятия проводятся 2 раза в неделю, индивидуальная КСОД и(или) в минигруппах по коррекции звукопроизношения – 1 - 2 раза в неделю. Срок коррекционной работы с этими детьми на логопункте (1 год) соответствует сроку реализации данной программы в полном объеме: по 1-му году обучения – старший возраст (6-ой год жизни), по 2-му году обучения – подготовительный (7-ой год жизни) в соответствии с направлениями работы по имеющемуся нарушению речи (указаны в таблице). Дошкольники с ФФН осваивают программу по коррекции звуковой стороны речи в полном объеме. Освоение других разделов – по усмотрению учителя-логопеда. Воспитанники с логопедическим заключением ОНР (3-го уровня) занимаются в подгруппе 2 раза в неделю, при необходимости 1 раз в мини подгруппе (в рамках текущей темы подгрупповых занятий). Индивидуальная КСОД (и (или) в минигруппах) по коррекции звукопроизношения – не менее 2-х раз в неделю. Срок коррекционной работы (2 года) соответствует сроку реализации данной программы в полном объеме. Дети с логопедическим заключением ФНР получают помощь по коррекции звукопроизношения на индивидуальных занятиях (и(или) в минигруппах) 1 – 2 раза в неделю. При комплектовании подгрупп учитывается структура речевого нарушения, особенности его проявления у конкретного воспитанника (из данных диагностики, отраженных в речевой карте воспитанника), психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности, а также специфика коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в условиях логопункта детского сада общеразвивающего вида. Занятия на логопункте могут быть организованы как в первую, так и во вторую половину дня. Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда. Занятия в индивидуальной и индивидуально-подгрупповой работе (в минигруппах): подготовительный этап этап постановки. 1. Создание положительного эмоционального фона взаимодействия между учителем-логопедом и ребенком. 2. Формирование мотивации к совместной работе, интереса к логопедическим занятиям, потребности в них. 3. Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия, внимания и памяти. 4. Упражнения на развитие диафрагмального и речевого дыхания. 5. Упражнения на развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков в сочетании с упражнениями по самомассажу. 6* Постановка звука. 7. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. 8. Игры и упражнения на развитие неречевых психических процессов. 9. Подведение итога занятия * Проводится при переходе на этап постановки, с учетом индивидуальной динамики коррекции речи воспитанника Этап автоматизации звука Этап дифференциации звуков 1. Упражнения для развития фонематического восприятия, слухового внимания и памяти. 2. Упражнения по развитию речевого дыхания и голоса, нормализация просодической стороны речи. 3. Автоматизация изолированного звука. 4*Автоматизация звука в слогах, словах, фразе, связной речи. 5. Дифференциация звуков по артикуляционным признакам на слух, в произношении. 6. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов. 6. формирование слоговой структуры слова. 7. Формирование, развитие и совершенствование лексикограмматических навыков и связной речи. 8. Физкультминутка (речь с движением). 9. Подведение итога занятия * Проводится поэтапно, с учетом индивидуальной динамики коррекции речи воспитанника. 2.4 Сотрудничество учителя-логопеда с педагогами МКДОУ, с семьями воспитанников логопункта: консультативно-просветительская деятельность. Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива и родителей воспитанников. Достижение положительного результата учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОО предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя- логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога-психолога при взаимодействии и сотрудничестве с родителями дошкольников. Систематическое взаимодействие специалистов ДОО позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка-логопата с учетом следующих показателей: психологического возраста; специфики этапа развития речи; выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений; особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника. Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников предполагает взаимодействие всех педагогов ДОО и создание условий для оптимального речевого развития ребенка. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями в условиях логопедического пункта Цель: обеспечение преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей ДОУ в образовательном процессе. Задачи: Определение единых подходов в образовательном процессе, обеспечивающих благоприятные условия для развития детей. Обеспечение устойчивости результатов логопедической коррекции. Оптимизация деятельности воспитателей по профилактике речевых нарушений. Направления взаимодействия: формирование представлений о факторах речевого риска, критериях и условиях благоприятного речевого развития; обучение педагогов приемам профилактики речевых нарушений у воспитанников в повседневной жизни; ознакомление с эффективными способами педагогического общения с детьми, имеющими речевые нарушения. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями. Цель: вовлечение родителей в коррекционно-образовательную деятельность для повышения результативности коррекционно-развивающей и профилактической работы (обеспечения преемственности логопедической коррекции в ДОО и семье). Задачи: ознакомление родителей с речевым развитием ребенка; обучение родителей взаимодействию с детьми по преодоления речевого дефекта; родитель – помощник в коррекционной деятельности с ребенком. Формы работы: включение родителей в проведение КСОД и СИД; информирование о динамике речевого развития ребенка в процессе логопедиче- ской коррекции; ознакомление со способами взаимодействия с малышом в семье с учетом речевого нарушения; рекомендации по обеспечению устойчивости результатов логопедической коррекции. Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей и педагогов. Инициатором консультирования может быть любой участник образовательного процесса. Консультирование включает работу с запросом родителей или педагогов и разработку рекомендаций. Рекомендации могут быть даны как в устной, так и в письменной форме. На индивидуальных консультациях родителям (педагогам) воспитанников, обучающихся на логопункте, учитель-логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по поводу организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушением речи дома. Родители и педагоги постоянно информируются о достижениях ребенка в освоении родной речи. Групповое консультирование проводится при условии, что у нескольких родителей (педагогов) появляется общий запрос на логопедическую помощь специалиста. Группе даются рекомендации по развитию детской речи. Консультационная помощь по запросу оказывается учителем-логопедом родителям и педагогам детей любого возраста, не посещающим логопункт. Учитель-логопед также по запросу может консультировать родителей детей, не посещающих ДОУ, педагогов различных образовательных учреждений, студентов. Пропаганда логопедических знаний Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности учителя-логопеда. Она осуществляется в работе учителя-логопеда по взаимодействию с педагогами и родителями. Пропаганда логопедических знаний является средством профилактики речевых нарушений у дошкольников. Профилактика В логопедической практике учитель-логопед реализует три вида профилактической работы. Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновение дефекта. Проводится скрининговое обследование детей раннего и младшего возраста по запросу педагогов и/или родителей, индивидуальное консультирование по результатам первичного обследования, динамическое наблюдение за детьми из группы риска. Осуществляется групповое консультирование во всех общеобразовательных группах ДОО на родительских собраниях. Учитель-логопед освещает особенности развития речи детей в каждом возрастном периоде; знакомит с результатами первичного диагностического обследования, объясняет особенности различных речевых нарушений у дошкольников. В рамках лого- пункта проводится индивидуальное консультирование родителей по вопросам речевого и общего развития конкретного воспитанника в рамках еженедельного «Родительского часа». Вторичная профилактика направлена на предотвращение других речевых нарушений на основе уже имеющихся, она проводится в ходе коррекционной работы с детьмилогопатами. Третичная профилактика направлена на предупреждение устраненных речевых расстройств. После окончания логопедической коррекции учитель-логопед в начале нового года еще раз проводит диагностику выпускников логопункта, если они продолжают посещать ДОО. Дает рекомендации родителям по вопросам дальнейшего развития речи конкретного воспитанника. Только после этого ребенок отчисляется с логопункта приказом заведующего МКДОУ. Работа с педагогами и родителями по пропаганде логопедических знаний является средством профилактики речевых нарушений у дошкольников. Обобщенная модель взаимодействия взрослых участников коррекционно-образовательного процесса: учителялогопеда, педагогов ДОО и родителей воспитанников представлена на следующей странице. III. Организационный раздел. 3.1. Особенности организации деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Зачисление на логопункт проводится по приказу руководителя учреждения в начале учебного года или в течение учебного года при наличии свободных мест. Число детей, занимающихся на логопункте, должно быть не менее 20 воспитанников (1 ставка учителялогопеда логопедического пункта ДОО). Преимущественным правом зачисления на логопункт пользуются дети в возрасте 5–7 лет, имеющие речевые нарушения, препятствующие успешному усвоению образовательных программ, а также в целях обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования. Отчисление детей проводится: по заявлению родителей (законных представителей); по факту выбытия из образовательного учреждения; по факту устранения речевых нарушений, явившихся основанием для зачисления в логопункт. Направления работы Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание: диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения; коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков; консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с речевыми нарушениями и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников; информационно - просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с речевыми нарушениями, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Диагностическая работа. Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционноразвивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации. Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы. Коррекционно-развивающая работа. Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФН, ФФН. Эффективность коррекционно - развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях и микрогруппами. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Содержание коррекционной работы, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС), направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОП ДО. Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов. Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 25 мая. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября. Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя - логопеда. Основную нагрузку несёт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2 - 3 раза в неделю с каждым ребёнком. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 20 - 30 минут. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка. Формы организации образовательной деятельности. Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных заня- тий: индивидуальные - основная цель которых - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии; при этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.); Задачи и содержание индивидуальных занятий: ■ развитие артикуляционного праксиса; ■ фонационные упражнения; ■ уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях; ■ вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков; ■ первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях. подгрупповые - основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Большую часть времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с интересами. Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала. Содержание подгрупповых занятий. Основная цель подгрупповых занятий - первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3-4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи. Осуществляется: ■ Закрепление навыков произношения изученных звуков. ■ Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков. ■ Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков. ■ Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков. ■ Закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков. Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава. Отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д. Индивидуально-подгрупповая работа включа- ет в себя: а) закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные (а, о, у, и, э, я), наиболее доступные согласные звуки (м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, ф-фь, в-вь, б-бь, д, г-гь и т.д ) Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазано, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, отработать более четкую артикуляцию. Это позволит не только активизировать сам артикуляционный аппарат, на базе имеющихся звуков отработать сознательного появления в речи детей отсутствующих звуков, но и увеличить внятность речи в целом; б) постановку отсутствующих у ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности. с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от звука з , ставится звук ж, от б-д, от д-т. Последовательность постановки соноров р и л определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее. 3.2 Организация режима пребывания детей в логопункте. На логопедический пункт зачисляются дети дошкольного возраста, посещающие ДОУ, имеющие нарушения в развитии устной речи: ■ фонетическое недоразвитие; ■ фонетико-фонематическое недоразвитие ; На каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт, учительлогопед заполняет речевую карту. Дети, имеющие тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия, заикание, ринолалия) направляются на обследование в ПМПК, где уточняется речевое заключение и решается вопрос о дальнейшем образовательном маршруте ребенка. Не подлежат приёму на логопедический пункт: ■ дети с тяжелыми нарушениями речи, подлежащие обучению в специальных речевых группах детского сада; ■ дети, имеющие нарушения слуха зрения и интеллекта, подлежащие обучению в специальных группах детского сада соответствующего профиля; ■ дети, страдающие заболеваниями, которые являются противопоказанием для приема в ДОУ общего типа. В случае отказа родителей по рекомендации ПМПК от перевода ребёнка в специализированное ДОУ учитель-логопед не несёт ответственность за полное устранение речевого дефекта. Порядок работы дошкольного логопедического пункта. Коррекционную работу на логопедическом пункте проводит учитель-логопед. Логопедический пункт комплектуется из числа детей ДОУ. При необходимости, срок пребывания продлевается учителем- логопедом до полного исправления речи (в случае длительного отсутствия ребенка по болезни и других причин). В подгруппы подбираются дети на основе однородности нарушения, возраста. На время занятий с учителем-логопедом дети освобождаются от других занятий, предусмот- ренных режимом детского сада. Образовательная нагрузка на детей-логопатов рассчитывается с учетом специальных логопедических занятий и не может превышать показателей максимальной учебной нагрузки применительно к возрасту. Продолжительность занятий с подгруппой детей (2-3 раза в неделю): 6 - 7 лет - 30 минут. Продолжительность индивидуального занятия 15-20 минут Количество подгрупповых занятий с детьми в неделю определяется программой, периодом обучения, уровнем развития речи детей: с ФН - 1 - 3 раза с ФФН - 2-3 раза Предельная наполняемость логопункта не более 25 человек. Воспитатель возрастной группы ДОУ ведет дополнительную коррекционную работу с детьми-логопатами под руководством учителя-логопеда и привлекает к этой работе родителей. Педагоги группы, родители воспитанников несут ответственность за посещение детьми занятий на логопункте. Заведующий ДОУ несёт ответственность за организацию логопедической работы в учреждении. 3.3. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия осуществляется путем использования следующих здоровьесберегающих технологий. Динамические паузы Упражнения для профилактики переутомления на каждом занятии (подгрупповом, индивидуальном) по мере утомляемости детей. Длительность - 2-3 мин; 1-2 раза, в зависимости от продолжительности занятия. Может включать в себя упражнения на развитие общей моторики, пальчиковой и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз и др. Пальчиковая гимнастика Тренировка тонких движений пальцев и кисти рук. На каждом занятии как динамическая пауза или ее часть Артикуляционная гимнастика Упражнения для выработки полноценных (точных и сильных) движений губ, языка, челюсти. Гимнастика для глаз На каждом подгрупповом занятии как часть динамической паузы. На индивидуальных занятиях по показаниям. Дыхательная гимнастика На подгрупповых и индивидуальных занятиях. Психогимнастика На индивидуальных занятиях по показаниям Кинезиологические упражнения Как часть подгруппового занятия или динамической паузы (в зависимости от сложности упражнения) Релаксация Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокой- ства (дыхание, мышечное расслабление) Особенности предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете В логопедическом кабинете создается коррекционно-развивающая среда с учетом санитарно-гигиенических и современных психолого- педагогических и эргономических требований к организации предметно- пространственной среды: содержательно-насыщенная; трансформируемая; полифункциональная; вариативная; доступная; безопасная. Учитель-логопед регулярно совершенствует коррекционно- развивающую среду логопедического кабинета: систематизирует, подбирает, пополняет методический и наглядный материал; самостоятельно разрабатывает и изготавливает игры и пособия для формирования у детей фонетически правильного произношения, фонематических процессов, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно- логического мышления, грамматических навыков; адаптирует традиционные дидактические игры к логопедической работе; составляет, обновляет картотеки пальчиковых игр, динамических пауз, логоритмических, мимических упражнений, самомассажа; разрабатывает, изготавливает, подбирает нестандартное оборудование, помогающее разнообразить пальчиковые игры, дыхательные упражнения, динамические паузы. 3.4. Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционнообразовательного процесса Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, объединения усилий всех специалистов ДОУ, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера. 3.5. Заключение. Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в старшей и подготовительной к школе логопедических группах ДОУ на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Она обеспечивает системный подход к обеспечению условий для развития детей с нарушением речи, способствует подготовки их к дальнейшему обучению чтению и письму в школе, а также их социализацию, что является главной целью всего коррекционного процесса в ДОУ. Список используемой литературы: 1. Агранович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001. 2. Агранович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.. СПб.:«Детство-Пресс», 2006. 3. Афонькина Ю.А.,Кочугова Н .А., Рабочая программа учителя - логопеда ДОУ., 2014 г.; 4. Бардышева Т.Ю, Е,Н. Моносова .Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа.- М.: Издательство 2009 5. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.-М.:ТЦ Сфера,2008 6. Гомзяк. О.С Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей группе I, II, III периоды обучения. Издательство ГНОМ и Д; 2010 7. Емельянова Н.В, Жидкова Л.И.,Капицына Г.А. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ. Санкт - Петербург. Детство - Пресс; 2013. 8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998. 9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998. 10. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. - С.-Пб.: Литера, 2001. 11. Лопатина Л.В. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Санкт - Петербург. СПб ; 2014 г.. 12. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. М.: ТЦ Сфера, 2009. 13. Нищева Н. В. "Примерная программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)". - СПб., 2013; 14. Нищева Н. В. "Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи ( общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет). -СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС,2015; 15. Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001. 16. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994. 17. Л.Н. Смирнова. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР. Издательство Мозаика- Синтез. Москва 2008г. 18. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи». 19. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Айрис Пресс Москва 2008 . 20. Цуканова, С.П Бетц Л.Л //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006